Открытая лекция Кафедры РВК «Человеческий капитал и экономическое развитие: уроки экономической истории»


Уровень развития разных стран и регионов сильно отличается. Но почему? Один из факторов, частично объясняющих этот феномен, заключается в том, что небольшая разница в темпах роста на старте с течением времени приводит к огромной разнице в результатах. Что же обеспечило Западной Европе скачок в развитии? И какую роль при этом сыграло изменение подхода к накоплению научных знаний?

Эти и другие вопросы затронул Тимур Натхов, старший научный сотрудник Института институциональных исследований Вышей школы экономки и Университета Гента, в рамках открытой лекции Кафедры РВК «Человеческий капитал и экономическое развитие: уроки экономической истории».


Тимур рассказал, почему Ближний Восток перестал быть центром интеллектуальной жизни, как в Западной Европе произошел переход от модели экономического роста по Смиту к модели Шумпетера, предполагающей раздвигание границ технологических возможностей, какую роль в этом сыграли фундаментальные знания и отчего может возникнуть недопроизводство знаний.


«Производство нового знания на рынке идей сопряжено с двумя серьезными трудностями: слабые положительные стимулы, потому что знание обладает эффектом общественного блага — на него нельзя получить ренту и быструю отдачу, и сильные отрицательные стимулы, потому что оно часто противоречит интересам влиятельных групп. Как эта проблема решалась? В Европе сложился уникальный институт, «Республика писем», которая смогла эти два стимула обойти. В остальных регионах рынок идей оказался монополизирован — государством либо религиозными авторитетами, и это сильно ограничило производство научного знания и его влияние на экономическую жизнь. Результат мы можем видеть — отставание таких регионов до сих пор очень сильно заметно», — подвёл итог Тимур Натхов.

Эта лекция стала заключительной в цикле открытых лекций Кафедры РВК в этом году. Надеемся увидеть вас на наших лекциях в будущем году!