Стажировка Карена Манукяна в венчурном фонде MindRock Capital, США

Карен Манукян

Кафедра РВК сотрудничает не только с сингапурскими, но и с американскими венчурными фондами. В июне студент 5-го курса Карен Манукян стажировался в фонде MindRock Capital (новый фонд GVA Capital). В интервью он поделился своими наблюдениями об инновационных системах России и США и рассказал, чему стоит научиться у иностранных коллег.

Вы провели месяц в абсолютно иной инновационной системе, какие различия между российским и американским венчурными рынками вы бы отметили?

Действительно, экосистема абсолютно другая, гораздо более открытая и живая. Думаю, основное отличие в самих масштабах венчурной индустрии - количестве фондов, компаний (потенциальных клиентов) и, как следствие, нетворкинге. Здесь возникает высокая конкуренция, причем сразу на всех уровнях – стартап <-> клиент, инвестор <-> стартап. Это, как мне кажется, и является основной причиной бурного роста инноваций. Мои ожидания превзошло и то, насколько важны личное присутствие и личный контакт с потенциальными инвесторами и клиентами, все решается тет-а-тет. Если стартапер ищет совета, потенциальную инвестицию или сделку, пишет кому-то на LinkedIn, первое, что у него спрашивают - находится ли он в Долине и когда может встретиться. Дальше уже посредством личного общения его оценивают и принимают решение.

Что полезного и интересного вы увидели во время стажировки, что стоило бы перенять российским компаниям?

Если речь идет о частных компаниях, думаю, нужно быть более открытыми с точки зрения своих проблем и задач. Это может создать потенциальное поле для появления стартапов, которые эти задачи могут решить. С другой стороны, мне кажется, у нас не хватает понимания, что именно финансовые, а не стратегические инвестиции, могут позволить стартапу расти и масштабироваться, конкурировать на международном уровне. Стратегические же инвестиции делают стартап привязанным к конкретной компании, что, на мой взгляд, негативно сказывается на ее эффективности.

Вместе с этим я считаю, что наш рынок высоких технологий слишком мал и если стартап склоняют к тому, чтобы развиваться только на российском рынке, он никогда не достигнет конкурентоспособности на международном уровне. В этом смысле мы находимся где-то между Америкой и Китаем, и это оказывается довольно неэффективным.

В чём заключались ваши обязанности во время стажировки?

В основном я занимался аналитикой разного рода: строил финансовую модель для индекса, делал саммари по проектам фонда, анализировал потенциальные проекты. Помимо этого я помогал делать несколько презентаций, ходил на конференции и встречи, связывался со стартапами. В основном получалось общаться со стартапами из финансовой сферы. В целом, подходы у всех те же, к чему мы привыкли: клиентоориентированность, короткие циклы, постоянная проверка гипотез. Особенно удивило, что большинство фаундеров именно технические ребята, они вызывают больше доверия у инвесторов, и процент успеха у них выше. Например, если к инвестору придут два выпускника Стенфорда после 5 лет работы в большой IT компании, им готовы будут дать $5 млн долларов, даже не понимая идею, потому что если умные ребята ушли с высокооплачиваемой работы, значит, они уверены в том, что делают.

Из серьезных мероприятий был на большом форуме по блокчейну (BEF), на демо-дне 500 startups, также посещал различные технические митапы. Самое полезное на мероприятиях это, конечно, общение и нетворкинг. Можно узнать много интересных экономических и технических подробностей, поговорить с инвесторами и стартаперами, понять их взгляд на мир. Например, мне запомнилась формулировка, что стартапы часто нарушают закон (как, например, в блокчейне) и это нормально, потому что регулирование всегда подстраивается под инновации, а не наоборот.

Какие компетенции, знания и опыт вам пригодились в этой стажировке? Что применяли?

Аналитическое мышление, знание базовых финансовых терминов, понимание того, как устроена венчурная индустрия. Очень пригодилось технологическое понимание текущего уровня инноваций.

Какова роль руководителя в программе стажировки за рубежом? Какие взаимоотношения у вас сложились?

Мой руководитель Дарья Машенкова давала мне задания, исходя из текущих задач фонда, то есть все, что можно было на меня делегировать. Также иногда задания прилетали от партнеров. Отношения сложились прекрасные, сложностей при коммуникации не возникало.

Какой совет вы бы дали следующим студентам, которые поедут на иностранные стажировки от кафедры?

Посещать как можно больше митапов и общаться с самыми разными людьми на самые разные темы. В фонде брать на себя как можно больше ответственности и сразу показывать свои сильные стороны. Еще классный хинт - найти местных физтехов и повстречаться с ними: как оказалось, в Долине их достаточно много, и все готовы уделить выпускникам Alma Mater немного времени.