О целях создания кафедры РВК

Попытки перехода крупных российских компаний к инновационному развитию («технологические платформы», программы инновационного развития и т.п.) высветили серьезную проблему, связанную с отсутствием специалистов, способных управлять научными исследованиями и разработками для создания новых продуктов и технологий и выведения их на рынок.

Профессиональные управленцы с традиционным бизнес-образованием не имеют необходимых научных и инженерных знаний для содержательной оценки предлагаемых технологий, не обладают видением, необходимым для понимания перспектив развития новых технологий. В результате выбор технологий и технических решений происходит под влиянием случайных причин, иногда заведомо шарлатанского толка.

С другой стороны, ученые и разработчики, как правило, имеют весьма смутное представление о механизмах работы и управленческих процедурах в крупных компаниях, лишены должной подготовки в области управления проектами, финансами маркетинговыми инструментами и т.д. Предлагаемые ими инновационные решения либо вязнут в корпоративных процедурах, либо проваливаются при практической реализации из-за некачественного управления.

Во многом утрачен опыт организации и управления крупными проектами уровня создания технологических кластеров и технологических  программ, а также система подготовки необходимых для этого специалистов. Это касается не только мегапроектов  государственного уровня (типа космической или ядерной программы), но и локально-отраслевых проектов.

Особенно острый кадровый дефицит сложился на уровне среднего звена – руководителей проектов и направлений, а также т.н. технологических брокеров/лидеров, способных управлять технологическими проектами, координировать их и выводить инновационные результаты этих проектов на рынок. Технологические брокеры могут работать в R&D-подразделениях крупных технологических  корпораций, где они осуществляют связь с исследовательскими проектами в академической и университетской среде (academic connection), а также управляют технологическими проектами, возникающими внутри корпорации. Они могут работать также в венчурном фонде, управляя портфельными технологическими проектами, или в инновационной экосистеме вуза или институтов РАН, отвечая за взаимодействие с потенциальными корпоративными потребителями инноваций (industrial connections). Во всех узлах инновационной экосистемы технологические брокеры способствуют выводу перспективных технологических проектов на рынок. Для этого им необходимо иметь как фундаментальную научно–инженерную подготовку, так и широкий набор управленческих знаний и компетенций.

Дефицит такого рода кадров носит системный характер, так как немногочисленные  оставшиеся специалисты еще советской школы неуклонно выбывают из рабочей обоймы, а целенаправленной подготовки новых кадров не ведется.

Для решения этой задачи РВК создала в МФТИ на факультете ФИВТ базовую кафедру управления технологическими проектами, магистерская программа которой нацелена на подготовку технологических брокеров – управляющих исследовательскими проектами в корпоративной и академической среде.